Что будет с УПЦ МП? Похоже, ситуация вокруг Украинской Православной Церкви подошла к точке невозврата и движется к своей кульминации. Очевидна решимость украинских властей, Константинопольского Патриархата и стоящих за ними западных кругов форсировать события, ускорив автокефалию УПЦ и провоцируя раскол в Русском православном мире. Готов ли Русский православный мир (в зоне ответственности Московского патриархата) на решительный отпор нелегитимным действиям Фанара и Киева? Готовы ли мы встретить атаку на нашу Церковь единым фронтом? Что нас ждет ближайшее время и как поведет себя духовенство УПЦ МП? Это сложный вопрос, на который ответа пока ни у кого нет. Не связанные с Церковью события 2014 года в Донецкой области, например, показали, что примерно треть сотрудников силовых структур покинуло службу, треть перешла на службу в ДНР, и треть ушла в Мариуполь, который находится под контролем Киева и считается Украиной временным центром Донецкой области. Полагаю, нечто подобное может коснуться и клириков. Часть которых останется верной Московскому Патриархату и будет бороться за Церковь (а в случае неуспеха покинет Украину и перейдет в РПЦ), другая часть присоединится к «Киевскому патриархату» (единой поместной церкви), а третья часть и вовсе может Церковь покинуть по избежание тяжелого выбора. Миряне же поделятся на две части – пассивно-соглашательскую и активную, готовую к борьбе против стамбульско-киевских захватчиков. Когда Порошенко заявил о том, что часть иерархов УПЦ МП готово к автокефалии – это не только пропагандистское заявление, а констатация факта предательства, с которым мы можем столкнуться уже очень скоро. Поскольку я верю в перспективу восстановления на Украине российского влияния (и влияния РПЦ соответственно), то есть смысл предупредить иерархов УПЦ об опасности предательства, возмездие за которое может наступить не только на Небе, но и на земле. Безусловно, подготовка к сценарию захвата нашей Церкви ведется уже давно. В частности, уже два года как активно ведется разработка высших иерархов на предмет «слива» УПЦ МП. Об этом, например, мне сообщали священники из управлений Днепропетровской и Харьковской епархий. Оставшаяся в вере и в готовности к борьбе часть духовенства и мирян УПЦ МП столкнется с перспективой как духовной, так и физической брани. Перед ними встанет тяжелый и неизбежный выбор – принять новую церковную юрисдикцию, совершив духовное предательство, или рискнуть всем, встав на защиту родной Церкви. Для нас, жителей Донбасса, подобный выбор стоял весной 2014 года, и мы этот выбор сделали, хотя и заплатили за него (и продолжаем платить) очень большую цену. Какую цену будет иметь русское православное сопротивление на Украине – будет зависеть от решимости Киева «ломать через колено». Вполне возможно, что этого как раз украинские власти постараются избежать, предпочитая прибирать к рукам УПЦ (включая ее имущество) без радикальщины, «тихой сапой», постепенно. Скажем, «отжимать» храмы и монастыри не все сразу, а по одному-два в неделю, и не силой, а (где это получится) подкупом и угрозой. В Донецк из Центральной Украины уже приезжают священники, спрашивают совета – что делать, как реагировать. Светские власти, к сожалению, держатся от церковного вопроса в стороне (да им и не до этого – продолжают делить республику после гибели Захарченко), а церковные власти молчат, ожидая инструкций и решений Москвы. Независимо от того, насколько радикально будет готов действовать «Киевский патриархат» при поддержке украинских националистов и властей, православным верующим на Украине следует избрать стратегию действий, направленную на 1) защиту единства Церкви и 2) сохранение ее инфраструктуры. Первая и главная наша задача – сохранение единства Церкви как духовного организма, включающего в себя всех клириков и мирян, верных Московскому Патриархату. Любой их тех, кто хотя бы заикнется о мире, согласии и духовном единстве с автокефалами – автоматически и безапелляционно маркируется как пособник раскола и враг Церкви. Верность Москве – абсолютный критерий для определения свой/чужой среди членов УПЦ. Никаких междометий и компромиссов в этом вопросе не может быть по определению. Любой священник или епископ, нарушивший единство Церкви, должен быть извергнут из духовного сана, а мирянин – изгнан из прихода. Не нужно недооценивать количество предателей в рядах духовенства УПЦ МП. До 2014 года многие деятели «Партии регионов» позиционировали себя друзьями России, но в переломный момент поддержали государственный переворот или примкнули к новому антироссийскому режиму (иные же, отказавшись от борьбы, бежали в РФ). Своя «партия регионов» и свои «януковичи в рясах» есть, конечно, и в УПЦ МП, так что стоит ожидать от многих иерархов и предательства, и бегства. Из тех же, кто останется на посту, надеюсь, выделятся лидеры борьбы за истинную Церковь. В качестве предводителей крайне желательны представители духовенства в епископском сане. Но лидерами сопротивления могут стать не только клирики, но и миряне. Вторая наша задача – защита инфраструктуры УПЦ МП (храмов, монастырей, церковного имущества) от «киевской УПЦ», которая будет действовать руками украинских радикалов и бойцов Нацгвардии. Российские светские и церковные власти должны уже сейчас выявлять и поддерживать лидеров, способных к сопротивлению. И уже сейчас из верных Церкви людей нужно создавать организации и дружины для защиты церковной инфраструктуры. В заключение два слова для далеких от Церкви людей, которые думают, что происходящее их никак не касается. Касается всех и каждого. Наша борьба за единство Церкви носит не только религиозный характер. Эта борьба за духовное, политическое и физическое единство православного русского народа, который Запад при помощи своих украинских и стамбульских марионеток стремится разделить навсегда. Война на Донбассе идет уже больше четырех лет. Все это время Церковь старалась не вмешиваться в этот конфликт, осуждая «междоусобную брань» и «братоубийственную войну», не выступая против украинских властей. Но очень скоро насилие может начаться по всей Украине, и не реагировать на это Церковь уже не сможет.